В чем необходимость внедрения московского парковочного пространства (МПП)?
Все современные мегаполисы так или иначе сталкиваются с дорожно-транспортными проблемами. Москва не является исключением. Автомобильный бум и нарастающий дефицит дорожной сети в конечном итоге привели к возникновению нынешней сложнейшей ситуации на дорогах столицы. Город нуждается в скорейшем изменении сложившейся за многие годы ситуации путем администрирования и создания московского парковочного пространства. Эта мера позволяет снизить количество автомобилей, движущихся по городу, и разгрузить дорожную сеть.
Во многих ведущих столицах мира такие проблемы решаются радикально: запрещается въезд в центр города либо он становится полностью платным. Основными способами передвижения в таких городах является общественный транспорт или такси.
Правительство Москвы постановило не идти на крайние меры, а решать проблемы постепенно, посредством администрирования парковок, развития московского парковочного пространства – МПП. Плановое формирование парковочного пространства Москвы позволяет существенно разгрузить город, заложить основу для дальнейшего развития городской транспортной системы. Таким образом, центр города не закрыт, а наоборот, открыт для москвичей и гостей столицы.
Почему парковка стала платной?
Мы создаем из Москвы город, удобный для жизни. В таких городах приоритеты транспортной политики расставлены следующим образом:
- на первом месте удобство пешехода
- затем приоритет общественного транспорта, потому что он использует УДС наиболее эффективно
- затем - движущийся автомобиль
- и только затем - припаркованный автомобиль. Последний простаивает, не совершая никакой полезной работы и занимается общественное пространство
Именно поэтому во всех городах мира хранить автомобили на УДС считается дикостью. По мере выхода той или иной страны на уровень автомобилизации порядка 350-400 автомобилей на 1000 жителей города были вынуждены отказываться от режима «free parking», то есть от бесплатного использования общественного пространства для парковки личных авто. В американских городах это случилось еще в 1930-х годах, в Западной Европе – в 1960-х. Это эффективный и общепонятный инструмент управления спросом на дефицитный ресурс пропускной способности городских улиц.
Москва идет не по самому радикальному пути. В других странах мира проблема решается закрытием въезда в центр города для личного транспорта, введением платы за въезд, введением огромных налогов, сертификатов на владение автомобилем и так далее.
- К примеру, в Лондоне въезд в центр города платный и составляет 12 фунтов в день (примерно 600 руб.). Жители центра могут купить право парковки во дворе или рядом с домом на год за 100 фунтов (5000 рублей), но при этом парковочное место получают только 20% от общего числа подавших заявку за месяц, остальные ждут места в так называемом листе ожидания. За другие парковки жители Лондона доплачивают отдельно 4 фунта в час (примерно 200 рублей) и могут занимать место не более 4 часов.
- В Пекине и Шанхае вообще нельзя купить машину, если заранее не приобрел/арендовал машиноместо для хранения автомобиля, платная парковка в Пекине составляет 2,5 юаня за 15 минут (примерно 50 рублей/час). Средняя зп в Китае 20 т.р. (40% меньше, чем средняя зп в России).
Сколько стоит парковка в европейских городах?
В среднем в европейских столицах час парковки стоит около 3$ за час или 180 рублей. К примеру, в Нью-Йорке стоимость часа парковки в зависимости от востребованности места варьируется от 1 до 3 $ (от 60 до 180 руб.), в Париже от 2 до 3 € (140-210 руб.).
Что именно улучшится с помощью этого проекта? (KPI – замеры потока транспорта, народный контроль и т.д.)
За основу расчета эффективности в настоящий момент берутся 2 фактора:
- Уровень снижения количества нарушений (до введения проекта платной парковки уровень нарушений правил парковки в зоне проекта составлял более 60%. За время реализации проекта количество нарушений сократилось на 65%)
- Повышение скорости движения транспорта (до введения платных парковок в «час пик» скорость была не выше 5 км/час, в результате работы проекта средняя скорость движения транспорта увеличилась на 12%).
Как программа МПП соотносится с другими мерами правительства Москвы по решению транспортной проблемы?
Создание МПП – органическая составляющая и необходимое условие успешной реализации целого комплекса мер правительства Москвы по решению транспортной проблемы. В настоящее время реорганизация парковочного пространства в Москве ведется в соответствии с Планом первоочередных мероприятий, комплексная программа создания парковочного пространства была создана в течение 2012–2013 гг.
В 2011 году правительством Москвы была организована масштабная работа по решению транспортных проблем города, и в сентябре была утверждена Государственная программа города Москвы «Развитие транспортной системы на 2012–2016 гг.». Она направлена на всестороннее развитие всех видов городского транспорта, в т.ч. повышение пропускной способности магистралей города, обновление передвижного состава, повышение комфорта передвижения на общественном транспорте и пр. Первым шагом модернизации транспортной инфраструктуры стало появление в Москве выделенных полос для движения общественного транспорта, что позволило в среднем в 1,5 раза увеличить скорость движения наземного городского пассажирского транспорта. При этом пропускная способность частного транспорта восстановилась до начального уровня уже через 2 недели. В 2012 году ввели в эксплуатацию еще 100-113 км выделенных полос.
Какова география и темпы реализации программы? Как будут приниматься решения о судьбах конкретных парковок, и будут ли строиться новые парковки вместо удаленных?
Опыт зарубежных стран показал, что платная парковка является и наиболее эффективным, и наиболее щадящим методом регулирования частоты использования личного транспорта. Это становится насущной необходимостью при достижении гражданами определенного уровня материального благосостояния – в частности, при уровне автомобилизации населения порядка 350-400 автомобилей на 1000 жителей. Поэтому изначально в качестве зоны реализации проекта была выбрана территория Садового кольца как одна из наиболее загруженных автомобилями зон Москвы.
Приоритетной задачей программы является наведение порядка на уже существующих парковках, особенно в таких точках притяжения авто, как торговые, бизнес-центры и прилегающие к ним улицы.
Проводились ли какие-либо исследования того, как проблема создания Московского парковочного пространства решалась в других городах?
При создании концепции программы Московского парковочного пространства в г. Москва были проанализированы модели транспортного развития свыше 20 зарубежных городов Европы, Азии, Америки.
При создании концепции Московского парковочного пространства Москвы были отобраны наиболее подходящие нашему городу решения, которые в дальнейшем были оптимизированы под современные московские реалии и сформированы в единый комплекс мер, сочетающийся с глобальной стратегией развития транспортного комплекса Москвы. Так, например, идея администрирования парковок из центра к окраинам была опробована в Париже, а приоритетное обеспечение платными парковками зон возле метро – в Хьюстоне (США). В США этот уровень был достигнут еще в 1930-ых годах прошлого века, в странах Западной Европы – в 1960-ых. Для паркования автомобилей всех желающих на городских улицах физически не оставалось свободного места.
При выборе оптимальной для Москвы схемы тарифного зонирования платных парковок были изучены модели Парижа (тариф зависит от заполняемости парковок), Амстердама (тарифы зависят от района, где расположена парковка), Чикаго (дифференциация тарифов по времени суток) и Сан-Франциско (динамическое ценообразование на основе комплекса факторов).
С какой целью вводится точечное расширение платной парковки?
Для улучшения дорожной ситуации в районах:
— скорость движения личного транспорта увеличится на 15%, возрастет пропускная способность улиц;
— количество дорожных происшествий и нарушений правил парковки снизится на 25%;
— время проезда для пассажиров наземного городского транспорта сократится на 20%;
— жители улиц смогут быстрее найти свободное место у своего дома.
Какие условия предусмотрены для резидентов?
В настоящее время жителям зоны платных парковок предоставляется право бесплатной парковки на улицах в пределах муниципального района проживания, на территории которой расположено жилое помещение резидента с 20:00 до 8:00. Для получения этого права необходимо оформить парковочное разрешение. Получить резидентное разрешение можно через МФЦ, а также через московский портал государственных услуг pgu.mos.ru.
Разрешения выдаются по принципу «одно домовладение — два разрешения». Резидентное разрешение действует в пределах административного района проживания резидента.
Если автовладельцу необходима круглосуточная парковка, то он может внести годовую резидентную плату в размере 3000 рублей.
Каким категориям населения предусмотрены льготы на пользование платными парковками?
• Инвалидам на местах, отмеченных специальным знаком и разметкой
• Родителям многодетных семей
• Ветеранам ВОВ, участникам обороны Москвы, несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного заключения, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации, Полным кавалерам ордена трудовой Славы, проживающим в зоне платной парковки.
Чтобы воспользоваться льготой, необходимо оформить парковочное разрешение в любом удобном МФЦ, либо через портал госуслуг pgu.mos.ru. Кроме того, владельцы электромобилей и мотоциклов размещают данные транспортные средства на платной городской парковке бесплатно (парковочного разрешения не требуется).
Какими льготами по пользованию парковок пользуются инвалиды? Какими законодательными актами закреплены эти льготы?
Льготы для инвалидов закреплены следующими законодательными актами:
• Федеральный закон от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ;
• Закон г. Москвы N 3 от 17 января 2001 г. «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы».
Законодательство регламентирует возможность для инвалидов бесплатно парковаться на местах, предназначенных для специальных автотранспортных средств инвалидов. То есть человек с инвалидностью может парковать автомобиль исключительно на специально отведенном для этого месте, обозначенном соответствующими дорожными знаками (разметкой).
Кто принимает окончательное решение об организации в том или ином месте платной парковки?
Решение об организации платной городской уличной парковки на том или ином участке принимается Департаментом транспорта после обсуждения с муниципальными депутатами, жителями, префектурами, управами, а также после мониторинга дорожной ситуации сотрудниками Департамента и подведомственных учреждений.
Как определялась цена за парковку?
Важно понимать, что основными факторами определения правильной стоимости на парковку является оптимальный уровень загруженности, создаваемый спросом на парковочные места, в мировой практике этот уровень давно определен. 85% - тот средний уровень, который нужен для того, чтобы парковочные места можно было бы найти. Целью установления правильной цены на уличную парковку является не взимание денег с водителей и не максимизация выручки. Наоборот, правильная цена на уличную парковку – это самая низкая цена, позволяющая избежать дефицита парковочных мест.
Исходя из этого принципа, в основном и строится ценовая политика города на уличную парковку. Также, анализируется спрос и тарифы на внеуличных парковках, ведь сохранение правильного баланса между стоимостью парковки на улице и стоимостью парковки в капитальных паркингах – это один из способов сохранения необходимой загруженности парковок на улице. Опять же в мировой практике придерживаются подхода, когда уличная парковка значительно дороже внеуличной, ведь стоять на улице всегда удобней – не нужно тратить лишнее время на выезд или заезд с капитальной парковки, идти до места назначения. Мы это тоже учитываем.
Какие результаты принесло введение платной парковки в зоне Бульварного кольца?
Итоги работы проекта по введению платы за парковку в пределах Бульварного кольца показали ряд положительных результатов:
1. количество нарушений правил парковки сократилось на 65 процентов;
2. количество личного транспорта, въезжающего в пределы платной зоны, снизилось на 25 процентов;
3. оборачиваемость машиномест увеличилась в 3 раза, а среднее время парковки одного автомобиля уменьшилось на 60 процентов.
За это время была проделана большая работа по созданию инфраструктуры парковочного пространства:
• было оборудовано 4 479 машиномест;
• установлено более 1900 информационных щитов;
• 39 информационных электронных табло;
• порядка 150 паркоматов.
За 5 месяцев реализации проекта платной парковки в зоне Бульварного кольца было произведено оплат на сумму более 120 млн. рублей, а всего, с момента запуска пилотного проекта в Тверском районе, было собрано свыше 140 млн. рублей. С начала действия проекта парковкой воспользовалось более 200 тыс. уникальных пользователей, выдано более 5 тысяч разрешений на льготную парковку.
Какие результаты уже есть в новой зоне платной парковки, которая была введена 10 октября?
Мы ежедневно проводим мониторинг дорожной ситуации на новых участках совместно с коллегами из ЦОДД и следим за показателями. Безусловно, сейчас рано говорить о результатах, так как эффект рассматривается в динамике, но положительная тенденция уже есть.
Чуть менее 65% составляет уровень загруженности парковочных мест на новых территориях: автомобилисты перестали парковаться вторым рядом, на тротуарах и под запрещающими знаками. Такое снижение выгодно, в первую очередь, для местных жителей, у которых теперь практически всегда есть возможность найти парковочное место рядом с домом.
Мы ожидаем, что с течением времени автомобилисты адаптируются к новым условиям, и платные парковки станут более востребованы. Сейчас среднее время паркования в новой зоне составляет 1 час 10 минут. Оборачиваемость автомобилей на данных участках повысилась в несколько раз, что позволяет за день припарковаться значительно большему количеству автомобилистов.
Будет ли расширяться платная парковка и дальше? Сколько улиц будет включено в зону точечного расширения в декабре?
Необходимость ввода платы за парковку на новых участках продиктована загруженностью парковочных мест в тех или иных местах, осложненной дорожно-транспортной ситуацией. Исходя из этого и будут приниматься дальнейшие решения. Платная парковка также будет вводиться точечно в проблемных местах вблизи точек притяжения. Сейчас мы собираем предложения от префектур, и с учетом предложений местных властей и анализа транспортной ситуации будем принимать решения о точечном вводе парковки на том или ином участке.
Все собранные средства от парковок передаются в бюджет города. На какие цели они идут и что на эти средства было сделано и делается?
С 1 ноября 2012 года и по настоящий момент собрано 4 795 506 650 рублей. Все эти деньги расходуются на благоустройство города: обустраиваются дворовые территории, возводятся детские и спортивные площадки, проводится капитальный ремонт домов, облагораживаются пешеходные зоны и многое другое. Объекты, возведенные на средства от платных парковок, отмечаются специальной табличкой «построено на средства от платных парковок», чтобы люди видели, куда идут средства. Также сейчас собранные от платной парковки средства направляются на софинансирование установки шлагбаумов.
Может ли город сегодня отказаться от платных парковок?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить ту дорожную ситуацию, которая была несколько лет назад в центре города: на Садовом кольце у некоторых точек притяжения 4-5 лет назад автомобили парковались в 3-4 ряда, создавая заторы и угрозу безопасности другим участникам движения. Сегодня таких нарушений уже, безусловно, нет, город меняется к лучшему, и это отмечают даже те, кто не поддерживает инициативы Департамента транспорта.
Ввод платной парковки способствует сокращению числа задержек наземного городского транспорта. За текущий год на 78 процентов уменьшилось количество затруднений в движении наземного транспорта из-за неправильной парковки. На 64% сократилось количество нарушений правил дорожного движения в зоне платной парковки. Сократилась детская смертность на дорогах, которая происходит в основном на пешеходных переходах из-за неправильно припаркованного автомобиля. Количество ДТП с участием пешеходов в пределах Садового кольца сократилось на 30%. При введении платных парковок оптимизируется парковочное пространство, ликвидируется хаотичная парковка, и как следствие повышается безопасность дорожного движения. Если же платные парковки упразднить, то город снова вернется к тем сложностям, которые существовали ранее, и все серьезные результаты, которых удалось достичь за три года, будут потеряны.